Бинду Аджна самая тонкая из чакр. После аджны идет еще более | Недвойственность и просветление

Недвойственность и просветление

Единство в разнообразии — Взгляд на Истину вне концепций

Бинду

Аджна самая тонкая из чакр. После аджны идет еще более тонкий центр — бинду. Это не чакра. Чакры связаны с психической структурой человека; с другой стороны, бинду — это тонкий центр, из которого возникает сама человеческая структура. Поэтому бинду является первичной проявляющей силой самих чакр. Чакры находятся в сферах ума и подвластны ему; бинду выходит за пределы ума.

Тема бинду может показаться очень специальной, абстрактной и непонятной, но из нее следует самая возвышенная и глубокая часть тантра йоги и других мистических систем. Хотя на первый взгляд она не имеет большого значения для практической йоги, тем не менее цель всех практик йоги состоит в достижении осознания бинду. На самом деле, идея бинду абсолютно неописуема с точки зрения логики, поскольку она соединяет конечное с бесконечным. Как и шесть главных чакр, бинду совершенно невозможно понять путем обсуждения, чтения или размышления.

Определение

Слово бинду происходит от санскритского корня бинд «расщеплять, делить». Это означает, что бинду является истоком индивидуальности; это точка, где единство впервые делится, порождая двойственность — мир множества форм. Это деление подразумевает ограничение знания, действия и так далее.

Бинду — это точка, не имеющая измерений, безразмерный центр. В санскритских текстах ее часто называют чидгхана — то, что укоренено в беспредельном сознании. Слово бинду также означает ноль или пустоту шунья. Точнее, бинду это врата к шунье. Однако ноль или пустота не означают полное ничто. Это пустота, которая содержит в себе полнейший потенциал. Фактически, слово шунья следует переводить не как «ничто», а как «невещественность»*.

* Как указывали многие авторы, более подходящим (и понятным современному читателю) является понятие «виртуальности». Некоторые физики проводят параллель между «шунья» и вакуумом Дирака миром виртуальных частиц с нулевой энергией. Подробнее о параллелях между современной физикой и восточным мистицизмом можно прочитать в книге Фритьофа Капры «Дао физики», (пер.)

Между этими двумя словами огромная разница. Состояние невещественности представляет собой чистое сознание. Следовательно, бинду является загадочной, невыразимой точкой сосредоточения, где сосуществуют противоположности бесконечность и ноль, полнота и пустота. Бинду часто называют бинду висарга «падающей каплей». Это означает, что бинду представляет собой одну из множества капель нектара, который постоянно просачивается вниз из сахасрары, первичного источника. Этот нектар орошает жизнь, это подлинная «живая вода».

Резюмируя, можно сказать, что бинду буквально означает семя, маленькую частицу, точку, и так далее. Это средоточие индивидуальности, как одушевленной, так и неодушевленной. Это космическое семя, из которого проявляется и вырастает все сущее. Это бесконечно малая точка, обладающая бесконечно большим потенциалом**.

**Современному читателю может быть понятна метафора «сингулярности» безразмерной точки, из которой в результате Большою Взрыва родилась Вселенная, (пер.)

Эволюционный смысл

Говоря об эволюции, мы здесь не имеем в виду научную, или Дарвиновскую эволюцию, которую можно считать горизонтальной эволюцией в историческом смысле. Мы имеем в виду вертикальную эволюцию в трансцендентальном смысле, в ходе которой жизнь, объекты и т. п. возникают из основополагающего субстрата. Научная эволюция это сфера времени; эволюция, о которой говорим мы, лежит вне времени.

Существует принцип индивидуализации, который порождает все множество объектов вселенной. На санскрите он называется кала. Этот принцип заставляет потенциал, внутренне присущий сознанию, накапливаться в точке, именуемой бинду. Именно из этой точки может эволюционировать, проявляться или расти объект, животное, человеческое существо или все, что угодно другое. В основе любого объекта, большого или малого, лежит бинду. Бинду это хираньягарбха, золотое яйцо или чрево творения. Именно через посредство бинду соединяются имманентное и трансцендентное.

Бинду содержит в себе план всех характеристик объекта, которому предстоит эволюционировать. То, что первоначально не имеет никакой формы, через посредство бинду обретает форму. Природа эволюционирующего объекта определяется планом бинду. Бинду представляет собой одновременно средство выражения сознания и средство его ограничения. Некоторые из объектов будут центрами сознания, как в случае человека, большинство центров будут бессознательными, как, например, элементы, камни и т. п. Способность быть сознательным или бессознательным зависит только от природы аппарата индивидуального объекта, которая определяется бинду. Человек обладает аппаратом, который позволяет ему быть сознательным центром.

Любой объект, сознательный или бессознательный, через посредство бинду тесно связан с самой сущностью сознания. Любой объект обретает материальное бытие через посредство бинду; и наоборот, любой объект возвращается к источнику через бинду***. Бинду дверь, которая действует в обоих направлениях. Это также средство, с помощью которого определенные сознательные центры, такие, как человек, могут реализовать полноту сахасрары целого (пурна).

***Согласно Тибетской Книге Мертвых, бинду, или «неразрушимая капля» это именно та вечная сущность человека (или любого существа), которая сохраняется от перерождения к перерождению, (пер.)

Существуют, в основном, два типа людей: те, кто находится на пути павритти, и те, кто находится на пути нивритти. Путь павритти означает, что человек отворачивается от бинду к внешнему миру. Он действует почти полностью под влиянием внешних событий. Это путь, по которому сейчас идут большинство людей в мире. Это путь, ведущий к рабству и уводящий от самопознания. Другой путь, путь нивритти это духовный путь, путь к мудрости. Он предполагает, что человек поворачивается к бинду, что он начинает настраиваться на источник своего бытия. Именно этот путь ведет к свободе.

Путь павритти это путь эволюции, путь проявления и экстраверсии. Инволюция означает возвращение по пути, породившему индивидуальное существо человека; она ведет назад через бинду к сахасраре. Вся цель практики йоги состоит в том, чтобы направлять осознание по пути инволюции****.

****Тибетская Книга Мертвых подробно описывает путь инволюции, который включает в себя прохождение через промежуточные состояния бардо (своего рода загробный мир, который, однако, существует только в сознании). Это прохождение может закончиться новым перерождением («вхождением в чрево») либо освобождением, если человек осознает, что миры бардо это порождения его собственного ума. Путь инволюции проходит каждый умерший человек. Согласно идеям восточного мистицизма, направление осознания по пути инволюции, или «смерть до смерти», позволяет избежать очередного перерождения и выйти из круга рождений и смертей: «кто умирает до смерти, тот не умирает, когда приходит смерть». Это означает не бессмертие и не продолжение индивидуального существования на другом уровне (в Царстве Небесном), а вечное бытие в единстве с абсолютом (обожение). (пер.)

Древние тантрические техники
Йоги и крийи
Систематический курс
(в трех томах)
Том III

Мастер-курс

С.С.Сарасвати.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями! Так вы поможете развитию проекта.

Январь 13th, 2015

Опубликовано : Индуизм

Оцените: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звёзд
Загрузка...
Просмотров: 1 481

Комментарии:


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Твоя Йога Карта сайта