ПОЯВЛЕНИЕ ШИВЫ
Мужчина и женщина
В начале всё было Покоем. Время и пространство не существовали. Также не существовали и боги. Ничто не существовало.
Только Брахма, Создатель, мирно спал в своём золотом лотосе, хираньягарбхе. Он был как ребёнок в материнском чреве. Творение ещё не началось. Лотос раскрылся и расцвёл, Брахма проснулся, готовый начать свою работу. Он создал Праджапати — отцов всех существ, которые станут населять мир.
«Идите и размножайтесь!» — сказал им Брахма. «Как?» — спросили они. Как именно, Брахма не знал. Вдруг он услышал Божественный голос: «Ты только что создал Отцов, а как же Матери?» С этим посланием появился образ вселенского существа, содержащего целый мир внутри себя. Это был Ардханаранари, его левая половина была женщиной, в то время как правая половина была мужчиной.
Брахма осознал свою ошибку; он произвёл только одну половину творения. Другая половина, женская часть, была абсолютно проигнорирована. Брахма создал первую женщину. Это была Ушас. Всё собрание Отцов (Праджапати) пристально смотрело на неё. Она была красива. Сердце Брахмы затрепетало в волнении, и в пространстве
возник темнокожий юноша с курчавыми волосами и дерзкой улыбкой. «Кто ты?» — спросили все.
«Я — Кама, Бог желания», — ответил он, пуская стрелы любви в сердца всех собравшихся мужчин.
Птицы и звери
Брахма, поражённый любовной стрелой Камы, возжелал Ушас. Он попытался захватить её, но она исчезла, приняв форму коровы. Брахма погнался за Ушас в форме быка. Тогда она превратилась в лошадь и побежала быстрее. Брахма превратился в жеребца. Так всё происходило и дальше. Ушас становилась уткой, летящей по небу, дельфином, плывущим в море, комаром, крабом, львицей… и
каждый раз Брахма превращался в соответствующую мужскую форму. Так пришли к существованию все животные в мире, от самого маленького насекомого до самого большого млекопитающего. Наконец в форме самки Ушас поднялась до небес. В форме самца Брахма продолжал преследовать её. Отцы Праджапати, которые были свидетелями всего этого, встревожились. Недисциплинированность, проявленная Создателем, была непростительной. Это могло вызвать крушение всего космического закона, порядка, дхармы.
«Кто-нибудь! Остановите его!» — кричали они. Но кто мог посметь пойти против вселенского отца?
Вдруг из брови самого Брахмы возникло существо ужасной внешности и дикого нрава. Это был Рудра, Ревущий. С грозным бормотанием он поднял свой лук и выпустил огненную стрелу, которой поразил Брахму и приковал его к небу. Ушас была спасена!
«Кто ты?» — спросили собравшиеся отцы. «Я — Шива», — ответил Рудра. Все узнали его голос: этот Шива был никем иным как Ардханаранари, женско-мужское существо, которое до этого вдохновило Брахму создать Ушас. Все они склонились перед Шивой, самым храбрым и мудрейшим из богов.
Брахма был признателен Шиве за своё усмирение при помощи стрелы. «В знак благодарности я сделаю тебя Пашупати, Богом животных и зверей, тем, кто контролирует наши животные страсти и желания».
И для подтверждения данного положения дел Брахма подарил Шиве могучего быка, Нанди, чтобы тот служил средством его передвижения, ваханой. Шива как Пашупати почитается в Катманду, Непал.
Растения и деревья
Брахма, остановленный стрелой Рудры, продолжил созидание, но в этот раз по-другому. Он работал вместе с Ушас, как партнёр, а не владелец, хозяин. Сейчас она назвалась Сарасвати и дала Брахме мудрость, необходимую для создания Вселенной. Вместе они сотворили всех существ, которые блуждают в Космосе: богов, демонов и людей,
даже духов и гоблинов.
Неожиданно Брахма заметил, что животные становились беспокойными, тревожными и свирепыми, буйными. Некоторые из них даже угрожающе двинулись на Отцов. Что же было не так?
«Они голодны, — ответила Сарасвати. — Они хотят пищи».
«Пусть они поедают друг друга и так выживают», — сказал Брахма.
Некоторые звери, те, у которых сильные челюсти и острые клыки, так и сделали. Более слабые звери оказались в их власти. Они обратились к своему Богу, Пашупати, за помощью.
«Не волнуйтесь! — сказал Он с успокаивающей улыбкой. — Я найду что-нибудь и для вас».
Шива погрузился в медитацию, и из жара сурового тапаса выросли все травы, кустарники, ползущие и вьющиеся растения и всевозможные деревья. Так Шива стал Богом всей растительности, Врикшнатх. Голодные звери стали поедать растения.
«А как будут питаться растения?» — спросил Брахма.
«Они будут питаться пятью элементами, бхутами: землёй, воздухом, светом, водой и эфиром», — ответил Шива, который стал известен как Бхутешвар.
Смерть и перерождение
Удовлетворив свой голод, все существа начали размножаться. Вскоре их стало слишком много.
«Я вижу мир, заполненный существами, которые едят и воспроизводятся. Они ничего больше не делают. Вселенная задыхается от жизни. В чём я ошибся?» — задумался Брахма.
«Ты забыл создать Смерть, — сказала Сарасвати. — За входом в мир должен следовать выход. Это даст новое жизненное пространство для выживания».
Брахма осознал свою ошибку. Он создал Мритью, деву, тёмную по цвету, облачённую в красные мантии.
«Иди и убивай всё одушевлённое. Останавливай их дыхание и забирай их жизнь», — приказал он ей. Мритью отпрянула в ужасе.
«Почему я должна это делать?» — спросила она.
«Без Смерти Жизнь не имеет смысла», — сказал Брахма. Но Мритью отказалась и убежала.
Шива нашёл Мритью плачущей в уединённом месте. Он утешил её, говоря: — «Не бойся. Все, кто умрёт в твоих руках, будут рождены снова. Как убийца, ты всё же сможешь быть и матерью. Смерть не будет окончанием Жизни; Она станет воротами в новую Жизнь».
Мритью стала Махакали, пожирающей всю жизнь. Шива стал Махакала, Владыкой времени, Дарующим перерождение, трансформирующим остатки разрушения в семена нового творения. Так жизнь стала колесом, раскручивающимся Шивой. Всё это стало вечным кругом рождений и перерождений, сансарой.
admin 28 декабря, 2014
Опубликовано : Индуизм
Комментарии: