Вопрос: Цепляние – ментальный фактор?
Ответ: Цепляние – часть ментального фактора. Существует пятьдесят один ментальный фактор, один из них – неведение, цепляние за самосущее бытие объектов. Затем включается множество других ментальных факторов. Без неведения какой бы ментальный фактор ни включался, это хороший ментальный фактор.
Понимание взаимозависимого возникновения объекта, понимание пустоты и развитие на основе этого понимания в себе любви и сострадания – это хорошие ментальные факторы, они не являются причиной
вращения в сансаре.
Если же мы делаем что-либо, исходя из нашего неведения, это будет привязывать нас к сансаре. Даже если мы практикуем милосердие, но в основе нашей практики лежит неведение, мы создаем положительную карму, но она не поможет нам освободиться от сансары.
Существует три различных вида концептуального сознания:
Первый вид – просто распознавание объекта, в нем нет ни неведения, ни понимания пустоты. Это ни плохо, ни хорошо. Не думайте, что все ваши концепции связаны с неведением. Иногда мы смотрим на человека, и у нас не возникает каких-либо суждений – мы просто видим человека; а иногда мы, видя человека, думаем “ах, какой красивый”, то есть у нас возникает оценка. Вы должны исследовать, в каких ваших концепциях присутствует неведение, а в каких его нет. Не зная этого, невозможно познать пустоту.
Второй вид – цепляние за самосущее бытие. Эта концепция – корень сансары, потому что из-за нее возникает привязанность, гнев и прочие омрачения.
Третий вид – распознавание объекта с пониманием пустоты. Если вы распознаете объект с пониманием пустоты, то какая бы мысль у вас ни возникала в результате такого распознавания, эта мысль не будет сансарической. Когда Будда говорит: “Я сказал”, “Я видел”, в этих словах нет неведения, поскольку это “Я” идет через понимание пустоты. Когда мы говорим “Я”, то это “Я” имеет для нас самосущее бытие.
В большинстве случаев мы находимся во власти второго вида концептуального сознания, а изредка у нас включается первый вид, когда ум не дает никаких оценок. Третьего вида, когда мы распознаем объект с пониманием пустоты, пока нет. Любовь, сострадание, реализация, бодхичитта – все это вы можете обрести благодаря третьему виду концептуального сознания.
admin 28 декабря, 2014
Опубликовано : Буддизм
Комментарии: